
Когда говорят про шлифовальные круги из карбида кремния, многие сразу думают о немецких или японских брендах. Но за последние годы китайские производители вроде АО Ланьчжоу Хуая Карбид Кремния серьезно подтянули качество. Правда, есть нюанс: не все понимают, что даже у хорошего карбида бывает разная структура зерна, и это критично для кругов.
В 2018 году мы тестировали партию кругов от АО Ланьчжоу Хуая – пришлось перепроверять сертификаты три раза. Их черный карбид кремния показал абразивную способность на уровне 2,78 против эталонных 2,82 у европейских аналогов. Но тут же всплыла проблема: при формовке кругов фракция 120/140 давала неравномерную плотность. Пришлось самим дорабатывать технологию пропитки.
Кстати, их сайт https://www.lzhy.ru долгое время не обновлялся – это многих настораживало. Но когда разобрались, оказалось, они основные силы бросили на модернизацию печей сопротивления. Видимо, поэтому онлайн-представление хромало.
Зато сейчас их зерно с маркировкой LZ-HY-23S стабильно показывает содержание SiC до 99.3%. Для кругов по твердым сплавам это уже серьезная заявка. Хотя помню, в 2021 были нарекания по партиям с повышенным содержанием свободного углерода.
Многие гонятся за низкой ценой, но не проверяют систему контроля на производстве. У АО Ланьчжоу Хуая, например, есть лаборатория спектрального анализа – это редкость для региональных заводов. Хотя в прошлом году их же подвел поставщик связок: круги для обработки титана начали расслаиваться после 30 часов работы.
Еще важный момент: геометрия зерна. У них в карбиде кремния преобладают изометричные зерна, что для кругов по керамике хорошо, а для заточки инструмента – не всегда. Пришлось как-то перестраивать технологическую карту для операций с жаропрочными сплавами.
Сейчас они активно развивают направление шлифовальных кругов для стекольной промышленности. Но там свои тонкости – например, содержание железа должно быть ниже 0.08%, иначе появляются рыжие подтёки на кромке стекла.
На нашем производстве перешли на их круги марки GZ-Black для обдирки литья. Сначала были проблемы с выкрашиванием зерна – оказалось, не подходила твердость связки. После совместных тестов с технологами АО Ланьчжоу Хуая подобрали оптимальный вариант с бакелитовой связкой марки B-4.
Интересный случай был при шлифовке валков: круги из зеленого карбида кремния от этого производителя давали странную вибрацию. После вскрытия обнаружили, что проблема в неравномерной усадке при термообработке – они тогда как раз экспериментировали с новыми печами.
Сейчас для чистовых операций используем их круги с зернистостью 220/240 – стабильно держат радиус закругления до 150 часов наработки. Хотя для прецизионных работ все же чередуем с европейскими аналогами.
Мало кто знает, что у АО Ланьчжоу Хуая есть собственная шахта кварцитов – это дает им контроль над сырьевой базой. Но в 2022 году был кризис с электродами для печей, и пришлось временно использовать графитированные электроды с повышенной зольностью. На качестве кругов это сказалось повышенным содержанием примесей.
Еще нюанс: их карбид кремния черной модификации имеет характерный синеватый отлив – это признак правильного кристаллографического ориентирования. Но при дроблении иногда образуется повышенное количество пластинчатых зерен, что для некоторых операций шлифовки нежелательно.
Сейчас они внедряют систему лазерной сортировки зерна – интересно посмотреть, как это повлияет на стабильность характеристик кругов. Пока пробные партии показывают снижение разброса твердости на 12%.
Если говорить объективно, АО Ланьчжоу Хуая Карбид Кремния уже перешагнули уровень типичного регионального производителя. Но до премиального сегмента вроде Saint-Gobain им еще расти – особенно в вопросах стабильности партий.
Их недавняя разработка – круги с модифицированной керамической связкой для обработки карбида вольфрама – показывает обнадеживающие результаты. Правда, стоимость пока лишь на 15% ниже европейских аналогов, что для массового перехода маловато.
Судя по тому, как они модернизируют линию грануляции, в ближайшие два года стоит ждать улучшения геометрии зерна. Это может стать переломным моментом для рынка шлифовальных кругов из карбида кремния среднего ценового сегмента.