
Когда ищешь 0-1 мм карбонизатор, часто сталкиваешься с тем, что поставщики дают усреднённые характеристики, а на деле фракция '0-1 мм' может содержать до 15% пыли ниже 0.2 мм — это убивает текучесть при пневмотранспорте. Мы в 2018 году на одном из уральских заводов по производству электродов наступили на эти грабли, когда закупленный у непроверенного поставщика материал забивал шнеки каждые 3-4 часа.
Главное — не содержание углерода (его все декларируют 98-99%), а структура пор. После термического распада углеводородов должны оставаться открытые каналы диаметром 2-5 мкм — именно это определяет скорость реакции с металлической шихтой. В лаборатории АО Ланьчжоу Хуая Карбид Кремния (https://www.lzhy.ru) мы как раз проверяли этот параметр на сканирующем микроскопе — у их карбонизатора пористость была 58-62% против 45-50% у китайских аналогов.
На что ещё смотрим: содержание золы должно быть ниже 0.8%, иначе присадки магния дают нестабильное шлакообразование. В 2021 году пришлось забраковать партию от нового поставщика именно по этой причине — в пробе нашли 1.2% золы с преобладанием оксида алюминия.
Сейчас часто требуют сертификат EN 10204 3.1, но по факту многие металлургические комбинаты работают по ТУ , где допускается колебание серы до 0.05% (против 0.03% в евростандартах). Это важный момент для ценообразования.
С АО Ланьчжоу Хуая Карбид Кремния сотрудничаем с 2019 года, когда их технолог приезжал на наш опытный участок в Череповце. Запомнилось, как они предлагали пробную партию с гранулометрическим составом 0.3-0.8 мм вместо стандартных 0-1 мм — для автоматических дозаторов это оказалось оптимальнее. Сейчас их сайт https://www.lzhy.ru обновили, там появились данные по насыпной плотности для разных режимов транспортировки.
Из минусов — в 2022 году были задержки с отгрузкой из-за новых требований к сертификации минеральной продукции. Но они единственные из поставщиков предоставили протоколы испытаний по методике ГОСТ 25518.1-2019 с привязкой к химическому составу шихты.
Их карбонизатор хорошо показал себя при производстве ферросилиция марки ФС45 — выход годного увеличился на 2.3% compared с предыдущим поставщиком. Хотя для ФС75 лучше брать фракцию 1-3 мм, но это уже другая история.
При переходе на новый карбонизатор 0-1 мм всегда тестируем в печах с разной геометрией — в цилиндрических с верхним загрузом (как на КМК-100) он ведёт себя иначе, чем в печах с конусным подиумом. В прошлом месяце как раз налаживали подачу через пневмотранспорт с подогревом до 80°C — без предварительной сушки материал сгребался в бункерах.
Интересный момент: если в шихте есть ферросилиций марки ФС65, то карбонизатор с размером частиц менее 0.4 мм даёт повышенный унос. Мы это эмпирически выявили, когда на 3-й плавке теряли до 8% материала через газоочистку.
Сейчас экспериментируем с добавкой 5% графитовой крошки 0.5-1 мм к основному карбонизатору — для стабилизации электрических характеристик. Первые результаты обнадёживают, но пока рано делать выводы.
Доставка карбонизатора 0-1 мм в биг-бэгах по 1 тонне — оптимальный вариант, но только если производитель использует трёхслойные мешки с полипропиленовым вкладышем. В 2020 году получали партию в обычных мешках — при разгрузке в -15°C материал смерзался, пришлось организовывать оттаивание в цехе.
Железнодорожные поставки от АО Ланьчжоу Хуая Карбид Кремния идут через погранпереход Наушки, там иногда возникают задержки на 5-7 суток из-за таможенного досмотра минеральной продукции. Советуем закладывать этот риск в график поставок.
При хранении больше месяца обязательно контролируем влажность в складе — даже при относительной влажности 75% материал может набрать до 3% влаги, что критично для автоматических систем взвешивания.
Цена карбонизатора 0-1 мм у ведущих поставщиков колеблется от 45 до 70 тыс. руб./т, но дешёвые варианты часто требуют дополнительной подготовки — сушки, просева, что добавляет 8-12% к стоимости. У АО Ланьчжоу Хуая Карбид Кремния цена на 10-15% выше среднерыночной, но стабильность химического состава окупает эту разницу.
Считаем экономику не по цене за тонну, а по стоимости углерода в готовом продукте. При переходе на их материал в 2021 году этот показатель снизился с 18.3 до 16.7 руб./кг, хотя сам карбонизатор был дороже на 5200 руб./т.
Сейчас рассматриваем вариант закупки полуфабриката с последующим дроблением на месте — их предприятие предлагает поставки карбида кремния крупной фракции с организацией помола на нашем производстве. Технико-экономическое обоснование показываем на следующей неделе.
Сейчас ведущие поставщики активно работают над модифицированными марками карбонизатора с добавками редкоземельных металлов — для специальных сталей. У АО Ланьчжоу Хуая Карбид Кремния есть опытные партии с церием, но пока коммерческие поставки не начаты.
Наблюдаем тенденцию к ужесточению требований по содержанию бора — если раньше допускалось 0.005%, то сейчас ряд потребителей требует 0.002%. Это существенно влияет на технологию подготовки сырья.
К 2025 году ожидаем появление на рынке карбонизатора с контролируемой пористостью под конкретные технологические процессы. Переговоры с технологами АО Ланьчжоу Хуая Карбид Кремния показывают, что они уже ведут НИОКР в этом направлении.